Русская зима – не лучшее время для монтажных работ с климатическими системами. Чаще всего сплит-системы, наружные чиллеры, бытовые кондиционеры устанавливают поздней весной или летом, при повышении температуры воздуха. Но есть обстоятельства, которые делают монтаж кондиционера зимой выгодным.
Преимущества покупки кондиционера зимой
В российских условиях уже в начале зимы начинаются сезонные распродажи климатической техники, к февралю на выставках появляются новые модели оборудования. Снижаются цены на климатическую технику. В осенних и зимних акциях такие популярные модели, как Midea Blanc, Daikin, Electrolux, Mitsubishi Heavy, продаются на 20 – 30% дешевле, чем весной и летом. У монтажных бригад уменьшается количество заказов, поэтому они работают по сниженным расценкам.
Сложности зимних монтажных работ
При установке внутреннего блока климатической системы сложностей не возникает. По обычным технологиям проводится бурение стен, штробление каналов.
Наружные монтажные работы при отрицательных температурах , зимних ветрах усложняются.
Монтируя кондиционер зимой, монтажники сталкиваются с такими трудностями:
- усложняется подъем оборудования на высоту, спуск высотников с крыши дома;
- увеличиваются требования техники безопасности;
- падает производительность труда при высверливании отверстий под анкера, закреплении на стене кронштейнов под выносные блоки;
- при морозах выше −30°С, сильных ветрах высотная работа останавливается.
Кроме этого, затрудняются технологические операции, необходимые для заправки, проверки, запуска холодильного агрегата.
Вакуумирование климатической системы
Перед заполнением, запуском кондиционера из медных трубопроводов фреоновой трассы полностью откачивается воздух и мельчайшие частицы влаги. Для этого применяются вакуумные насосы. В зимних условиях процесс вакуумирования усложняется, так как в наружных трубках фреонового контура усиливается выделение конденсата. Замерзшая влага не удаляется вакуумом. При разогреве трассы и теплообменника хладагент вступает в химическую реакцию с оттаявшей водой, что приводит к износу компрессорно-конденсаторного агрегата.
Проверка герметичности
Основной проблемой становится герметизация фреонового контура и наружных трубопроводов циркуляции хладагента. Течи фреона, разгерметизация контура приводят к выходу из строя компрессорно-конденсаторного блока. Для проверки герметизации фреоновый контур заполняется сжатым азотом. При подаче инертного газа из теплого баллона в наружный трубопровод азот резко охлаждается минусовой температурой уличного воздуха. Давление в контуре падает. Такое падение показателей манометра — признак разгерметизации, поэтому проверка при большой разнице температур недостоверна.
Единственным способом провести правильную проверку контура на утечки становится длительное охлаждение баллона со сжатым азотом на морозе. При недостаточном вакуумировании, неполной герметизации трубопроводов, теплообменника фреонового контура проводить заправку и запуск кондиционера не рекомендуется.
Зимний запуск
Для обычных бытовых агрегатов запуск кондиционера зимой производители не рекомендуют. Запуск при минусовых температурах (начиная с −5°С) связан с серьезными проблемами.
При пуске оборудования:
- замерзшая смазка густеет, затрудняет проворот узлов механизма;
- фреон переходит в жидкую фракцию, стекает в картер компрессора (появляется опасность гидравлического удара);
- вода конденсата накапливается в обледенелых трубопроводах, создает ледяные пробки;
- обмерзает теплообменник;
- конденсат сливается мимо дренажной ванны;
- льдинки попадают в лопасти крыльчатки вентилятора, ломают их;
- загустевшая смазка подшипников выводит из строя электродвигатель вентилятора;
- запуску мешают постоянные срабатывания тепловой защиты.
Исключения составляют некоторые виды инверторных кондиционеров, сконструированных для работы на охлаждение и обогрев помещений. Их разрешено запускать и эксплуатировать при минусовых температурах (от 0°С до −30°С). Работают при минусовых температурах и модернизированные кондиционеры, в которые устанавливаются устройства зимнего пуска.
Для работы при отрицательных температурах в компрессорно-конденсаторный блок встраиваются:
- обогреватель картера компрессора (повышает пусковую температуру агрегата, разогревает смазку, исключает гидроудар при запуске);
- регулятор скорости вращения вентилятора (ограничивает приток холодного воздуха к фреоновому контуру);
- обогреватель дренажной системы (подогревает трубки слива конденсата, дренажную ванну).
Российские монтажные компании освоили технологии модернизации бытовой климатической техники. Дооборудование недорогого бытового кондиционера можно заказать вместе с установкой климатической системы.
Для остальной климатической техники, не оборудованной инверторами, обогревателями компрессора, рекомендуется после зимнего монтажа и проверки герметичности законсервировать компрессорно-конденсаторный блок. В таких случаях работы по вакуумированию, заправке фреонового контура откладываются на весну. При консервации смонтированной системы не требуется проверять пустые наружные магистрали для подачи фреона.
Достаточно:
- перекрыть жидкостный, газовый вентиль компрессора;
- отключить электрические цепи;
- защитить наружный компрессорно-конденсаторный блок от падения сосулек.
Учитывая сниженные цены климатического оборудования и расценки монтажных работ, зимняя установка кондиционера обходится дешевле, чем монтаж летом.