Обмерзание, образование слоя наледи — частая проблема, с которой сталкиваются многие владельцы кондиционеров. Расскажем о возможном генезисе подобных проблем, проанализируем наиболее распространенные случаи и способы их разрешения (отметим, что серьезные неполадки подразумевают обращение к мастеру: разобраться без помощи специалиста подчас невозможно).
Почему образуется
В некоторых случаях образование наледи не является симптомом поломки: не стоит спешить с обращением к мастеру. Например, если при сильном охлаждении в жаркий период продуцируется «легкую» инеевую прослойку на испарителе, паниковать не стоит. Также образование небольших количеств льда может происходить в момент оттаивания внешнего блока, когда сплит-система работает на нагрев помещения. В таких случаях слой наледи незаметен: его можно увидеть лишь в том случае, если вы заглянете под крышку внутреннего блока; притом само оборудование функционирует беспроблемно.
Также появление наледи может говорить об эксплуатационных ошибках. Существует два варианта: вы неправильно выбрали температурный режим (например, включили оборудование на охлаждение при температуре на улице, которая ниже указанной в инструкции), в помещении повышенный уровень влажности (в таком случае будет происходить неизбежный процесс образования конденсата, приводящий к обмерзанию испарителя). Нередко причиной появления наледи становятся и ошибки со стороны мастеров-монтажников, устанавливающих оборудование.
Основные неполадки
Расскажем об основных неполадках (вначале указывается «симптоматика», затем — генезис проблемы и способы ее исправления):
-
Кондиционер не обеспечивает должного охлаждения, происходит выпадение масс льда. Иногда можно услышать характерный треск, еще реже происходит стекание жидкости из внутреннего блока. Иногда можно услышать характерный треск, еще реже происходит стекание жидкости из внутреннего блока. Первая возможная причина — появление засора во внутреннем блоке. В процессе продолжительного пользования такие элементы, как фильтры, вентилятор и испаритель, покрываются слоем пыли и грязи, вследствие чего снижается съем тепла с испарителя и происходит намерзание масс льда. Другой вариант — засор во внешнем блоке. С течением времени, когда теплообменник и вентиляционный элемент загрязняются (на них оседают уличная пыль, сор, тополиный пух и т.д.), понижается съем тепла с теплообменника, а значит, и эффективность работы кондиционера. В качестве компенсации, оборудование на максимум запускает мотор-компрессор, изредка отключающийся; последнее и обуславливает образование льда во внутреннем блоке. В обоих случаях требуется полноценная и сложная очистка блока (внутреннего либо внешнего). На мощных и промышленных кондиционерах внешний блок очистить труднее: нужно промыть его струей воды из специализированного оборудования, способного обеспечить подачу под высоким давлением.
-
Кондиционер производит недостаточно холода, притом компрессор функционирует безостановочно; из внутреннего блока вылетает лед либо подтекает жидкость. «Классическая» причина — утечка хладагента, способного улетучиваться вследствие нарушения герметичности агрегата либо в результате продолжительной эксплуатации. Всякая сплит-система в год теряет до семи процентов хладагента. Вследствие недостатка фреона понижается эффективность, а оборудование, стремящееся поддерживать выставленную температуру, работает в усиленном режиме, что приводит к обмерзанию испарителя. Чтобы исправить проблему, нужно проверить магистральную герметичность с использованием подаваемого под высоким давлением азотного вещества. Специалист должен локализовать место нарушения герметичности (зачастую это вальцовочные трубные сочленения) и восстановить ее. Затем нужно осуществить смену осушающего фильтра, произвести вакуумирование и заправить кондиционер фреоном.
-
Оборудование функционирует, но производит мало холода, притом мотор изредка прекращает работу, а на испарителе образуются лед и снег; после таяния они начинают стекать, а при взгляде на внешний блог можно отметить обмерзание тонкой трубочки. Подобная симптоматика характерна для засорения капиллярной трубки. Загрязнение приводит к возрастанию разницы давлений на входе и выходе, вследствие чего фреон начинает закипать и отдавать холод раньше испарителя. Выходов из ситуации несколько: можно продуть сплит-систему подаваемым под давлением азотом (помогает при слабых засорах), использовать метод гидравлической очистки (помогает при серьезных засорах) либо заменить саму капиллярную трубу. Однако причина может быть и иной: возможно, произошел сбой настроек либо неисправен ТРВ/ЭРВ клапан. Инверторные кондиционеры обеспечивают регуляцию потока хладагента, направляющего в испаритель, за счёт специального вентиля терморегуляции (бывает электронным и механическим). Это обеспечивает поддержку задаваемых пользователем температурных показателей при минимизации затрат энергии. Однако поломка приводит к тому, давление хладагента перестает соответствовать рабочему, фреон лишь частично кипит в испарителе, из-за чего понижается эффективность. Для восстановления заданных температурных показателей оборудование начинает работу в «убойном» режиме, что и приводит к обмерзанию испарителя внутреннего блока. Чтобы исправить ситуацию, нужно настроить сплит-систему либо заменить сломавшийся ЭРВ/ТРВ клапан.
-
Внутренний кондиционный блок замерзает, что нередко сопровождается выпадением льда, капанием жидкости либо появлением характерного треска. Можно констатировать выход из строя управляющего модуля, что становится причиной понижения температуры конденсации жидкости на испарителе и, в качестве следствия, появления слоя льда на внутреннем блоке. Лед тает и протекает в виде жидкости. Если последняя либо продуцируемый снег попадет на вентилятор, кондиционер может начать «исторгать» жидкость либо лед. Когда лед скапливается в больших количествах, вентиляционные лопасти начинают задевать его; это и вызывает неприятный для слуха треск. Чтобы исправить ситуацию, потребуется отремонтировать либо произвести замену управляющего блока.
-
Кондиционер слабо дует, что может сопровождаться протечками. Частая причина — выход из строя вентилятора, который производит вращение только на малых оборотах. Следствие — недостаточный съем тепла с испарителя, начинающего обмерзать. Появившийся лед подтаивает, из-за чего сплит-система протекает. Решение проблемы — починка либо замена вентилятора внутреннего блока.
-
Промерзание кондиционера, подчас сопровождающееся капанием жидкости и падением льда; компрессор функционирует, не выключается. Можно говорить о выходе из строя температурного датчика испарителя. Именно он отвечает за выключение охлаждения в моменты, когда температура испарителя понижается до критичного уровня. Если термический датчик ломается, управляющая плата не получает нужных данных; компрессор начинает беспрерывную работу, а в кондиционере продуцируются массы льда, постепенно подтаивающие и обеспечивающие протечку жидкости. Починить подобный датчик невозможно: единственный выход — замена поврежденного элемента новым.